"Детский сад общеразвивающего

вида №16 "Бригантина"

Методические рекомендации для родителей

 

Воспитатель детского сада «Бригантина»

Бакина И.В (1категория).

Консультация для родителей:

 «Как учить ребенка вести себя в обществе».

 

Общественные места - совсем не скучные и важные слова. Объясните ребёнку их значение. Все люди объединяются в общество. Например, в детском  саду и школе есть общество детей. И в нашей стране все жители вместе называются обществом. Общественные места - это транспорт, в котором мы   каждый день куда- то едим. Это театры, кинотеатры, концертные залы, музей, который мы посещаем, чтобы отдохнуть. Это столовые, кафе, рестораны, где  люди могут вкусно поесть. Это магазины, в которые мы ходим ежедневно. И  многие другие места, в которых собирается много людей.

Очень важно знать правила поведения в общественных местах и стараться соблюдать их. Знакомство с такими правилами происходит с первых шагов ребёнка, и от того как он усвоил их в детстве, зависит его уверенность в себе, приятность манер, умение общаться в любой ситуации и с различными людьми. Как же учить поведению в общественных местах?

Постепенно, терпеливо, изо  дня в день, собственным примером, практически усвоенным.

Вы идёте с ребёнком по улице, расскажите ему о том, что всегда можно догадаться, как относятся друг к другу идущие рядом мужчина и женщина. Внимательный мужчина обычно идёт слева от своей спутницы: его правая рука сильнее и в случае необходимости поддержит женщину. Но иногда он идёт справа от неё: если с той стороны мчаться машины, или опасная дорога, или он несёт в правой руке тяжёлую сумку или, наконец, он - военный,  правой рукой приветствует другого военного.

Шестилетний ребёнок готов в любую минуту помогать маме и ухаживать за ней. Позвольте ему идти слева от вас, если это мальчик. Отдайте ему свою «тяжёлую» сумку,  попросите его руку, чтобы опереться, когда вы переходите через лужу. Если идут вместе трое, то в середине почётное место- для мамы или бабушки. Бывает, что мама и папа  оберегают своего ребёнка, тогда в центре этой компании идёт ребёнок.

Не забывайте, что ребёнок на улице не может вести себя тихо и спокойно, как взрослый. Ему надо пробежаться, обогнать всех, попрыгать на одной ножке, покричать, съесть что-то вкусное, выбросить на тротуар фантик от конфеты. Если мы будем неукоснительно следить за его поведением, то вырастим безынициативного, замученного обязанностями человека. Или, став подростком, он возненавидит все правила, а заодно, и своих близких, и станет поступать наперекор им. Чтобы этого не произошло, не мешайте ему проявлять свои эмоции, но ненавязчиво приучайте к порядку, заведённому в обществе. Например, в том или ином случае вы скажете ребёнку:

·       «Как ты далеко от нас убежал»,  

·       «Мы тебя потеряли из виду и испугались»,

·       «Кстати, ты не заметил, что прыгая на одной ножке, толкнул бабушку, и не извинился …»,

·       « У тебя такой громкий голос как у настоящего командира, жаль только, что от твоего крика проснулась спящая в  коляске малышка и заплакала…»;

·       «Смотри, как грязно на улице. Даже неприятно идти. Жаль, что люди не умеют пользоваться урнами для мусора…»

Разумеется, эти слова не исправят сразу малыша на благодатную почву и обязательно со временем прорастут.

Во время прогулки приятно съесть мороженое или булочку. Не лишайте такого удовольствия ребёнка. Но объясните ему, что неприятно смотреть на жующего человека, что с едой в рот попадает уличная пыль. Поэтому люди считают: неприлично есть на улице. Но в тихом сквере, усевшись на лавочку, можно перекусить. Ещё одно этикетное правило: на улице, чтобы не мешать другим, желательно идти группами по два или три человека. Обгоняя, мы можем вежливо попросить разрешения пройти. Кстати, обгоняют, обычно, с левой стороны. При необходимости следует уступить дорогу встречному пешеходу: как правило, уступает дорогу мужчина женщине, младший (по возрасту или положению) старшему. При равных условиях тот, кто лучше воспитан. В общественном транспорте правила поведения просты и разумны. Их главная цель: создать наилучшие условия проезда и не мешать друг другу. Поэтому, как и на улице, в транспорте нельзя кричать, громко разговаривать, спорить, ссориться с окружающими, грубить.

Приучайте вашего ребёнка уступать место. Подскажите ему нужные слова: «садитесь пожалуйста», если он предлагает, и «спасибо», если предлагают ему, сказать их желательно с улыбкой и глядя человеку в глаза.

Кстати, знают ли папы, что они тоже благодарят того, кто предложил их спутнице место в транспорте или оказал услугу?

Нельзя забираться на сидение с ногами, как впрочем, и ставить на него грязные сумки.

После себя мы должны оставлять, чистые места, на которые могут сесть другие пассажиры

Для дошкольника и в транспорте есть возможность поиграть или проявить себя взрослым человеком, чтобы малыш не капризничал в дороге, предложите ему посчитать, сколько, автобусов нас обгоняет, сколько детей войдут в троллейбус, сколько остановок проехали. Попросите его прокомпостировать билет. При этом, общаясь с другими пассажирами желательно произносить слова вежливости: «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны» и д.р.

В магазине при входе и выходе, очень тяжёлые двери. Внимательные люди всегда придерживают их для того, кто идёт следом, а тот в свою очередь,  улыбкой проявляет благодарность.                        

Отправляясь в дальний путь на поезде, теплоходе или самолёте, расскажите ребёнку о правилах поведения в  дороге: не шуметь, не кричать, не капризничать. Разговаривать не громко и по возможности больше молчать. Здороваться с другими пассажирами и проводниками, отвечать на их вопросы. По окончании поездки- попрощаться с ними. Одежда во время поездки должна быть аккуратной, красивой и удобной. Есть следует быстро, тихо и красиво. Словом, и здесь надо стараться быть привлекательным и приятным пассажиром и как можно меньше мешать другим. Родителям желательно помнить, что дальняя поездка - не время для воспитательных экспериментов.

Ребёнок находится в неожиданной и сложной для него ситуации, ограниченные условия, много незнакомых людей, нет любимых игрушек и удобной кровати. Он нервничает, от того становится капризным и под час невыносимым.    

Ему, как и другим пассажирам, надо создать все условия спокойного проезда, не заметить какие-то детские проступки и капризы, занять ребёнка тихой игрой или чтением книги. Вместе с тем чужих детей мы не критикуем и не угощаем сладостями без родительского разрешения. Мы, взрослые, не всегда чувствуем в поездке границы дозволенного общения.

 Контактные дети этого не понимают вовсе. Объясните ребёнку, что не все люди любят беседовать с незнакомыми. Нельзя приставать к посторонним, быть назойливым и любопытным. Чтобы ребёнок в поезде не скучал и был занят, возьмите с собой его любимую книжку, раскраску, настольную игру, игрушку. Предложите ему сочинить песенку под стук колёс или сказку про дружбу колёс и рельсов, загадайте загадки. «Кто назовёт больше мужских и женских имён, названий животных и птиц, деревьев и цветов, городов и стран, летающих и не летающих; противоположности: большой-маленький, кричит-молчит, храбрый-трусливый и т. п. Эти игры, занимающие и развивающие ум, чрезвычайно полезны и на какое-то время могут внести разнообразие в длительную поездку.

Возможно, эта консультация станет своевременным помощником в воспитании ребёнка. Уважаемые родители, будьте последовательны в своих действиях и требованиях, запаситесь терпением. И помните, что личный пример это ваш помощник в воспитании культуры поведения в обществе.            

 

 

                           

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".